Керкинитида, Гезлев, Евпатория


  Крым: Евпатория                                                                                    Поставить закладку

Праздники в Керкинитиде


     ОБ АГОНАХ, как важнейшем развлечении, скрашивающем жизнь афинян, говорит Фукидид в своей версии надгробной речи ПериКла. Устраивали агоны во время своего похода и солдаты Александра Македонского.
     Детям в Греции нередко давали при рождении имена, связанные с атлетикой и агонистикой. Агон (греч. — состязание) почитался как божество. Его изображали в виде крылатого юноши. Павсаний упоминает, что изображение Агона работы Келета в числе других божеств было выставлено в Олимпии в V в. до н.э. рядом с Аресом. Маленький остров Пепареф в V в. до н.э. чеканил тетрадрахмы с изображением крылатого Агона. Статуя Агона работы известного скульптора II в. до н.э. Боэта Халкедонского была найдена на корабле, затонувшем в древности у берегов современного Туниса. Агоны устраивались везде, где только существовали греческие полисы, в том числе и на такой окраине греческого мира, какнаше Северное Причерноморье.
     В общественном сознании Греции агонистические успехи оказываются в числе наиболее предпочитаемых жизненных целей.
     Игры, которые проводились во время агонов, являлись культовыми празднествами, им отводилась важная роль в общественной жизни. Они устраивались регулярно с интервалом в несколько лет и продолжались несколько дней. Игры сопровождались процессиями в честь божества, почитаемого в городе, ритуальными действиями, спортивными и музыкальными состязаниями, сценическими представлениями, увеселениями.
     Праздники имели свое название, например, Анфистерии (в честь Диониса — бога виноградарства и виноделия), Парфении (Девы — защитницы города), Панафинеи (Афины — богини мудрости, покровительницы супружества и деторождения), Гераклеи (героя Геракла) и другие. Панафинеи — общегреческие праздники — представляли собой купание Афины юношами, после которого статую привозили в храм и женщины одевали богиню в новый пеплос, вытканный знатными женщинами города. Вечером также проводили бег с факелами, общественную трапезу. Праздник, включающий в себя музыкальные агоны (состязания и танцы), длился всю ночь. Спортивные состязания начинались на другой день и включали в себя гимнастические и атлетические соревнования. Победители получали различные награды: венки, щиты, амфоры с оливковым маслом, деньги.
     Амфоры, которые являлись призами, обязательно украшала сова — атрибут Афины, иногда фигурки петухов, как символ боевого духа соревнования. При раскопках Керкинитиды был обнаружен фрагмент сосуда с изображением петуха.
     Найдены и фрагменты скифосов (сосудов для питья вина) с изображением совы. Как предполагают ученые, этот тип сосудов связан по сюжету с Панафинейскими праздниками в честь Афины. Также в Керкинитиде найден фрагмент краснофигурного кратера с изображением скачек (всадники и флейтистка) IV в. до н.э. По мнению исследователей, эта сцена имеет отношение к шествию Панафинейской процессии — во всяком случае она аналогична сцене изображенной на северном фризе Парфенона в Афинах.
     Сейчас трудно определить, каким образом скифосы с совой или кратер со сценой Панафинейской процессии попали в Керкинитиду — в качестве призов или памятных подарков, приобретенных в Афинах во время праздника, но это говорит в пользу того, что керкиниты не только имели информацию о празднике, но и, возможно, принимали непосредственное участие в соревнованиях. Исследователь Керкинитиды В.Кутайсов предполагает, что в Афинском декрете II в. до н.э. в честь юношей призывного возраста (эфебов), участвовавших в соревнованиях, упоминается керкинит Аполлодор, сын Аполлония.
     Победители в общегреческих агонах приобретавли себе немеркнущую славу. Родной город осыпал победителя всяческими почестями и привилегиями. Победителей встречали на родине с необыкновенной торжественностью.
     Праздник в честь Диониса, одного из наиболее почитаемых божеств в Северо-Западном Крыму, был праздником весны, радости, свободы и отражал не только течение природного цикла, но и политическую, социальную и культурную жизнь города. Великие дионисии длились три дня. Статую Диониса везли по городу, праздник сопровождали танцы, песни, множество цветов. На второй день праздника — день ойнохоев (винных кувшинов) — соревновались, кто выпьет больше вина. Маленьким детям давали вино (разбавленное) из маленьких кувшинчиков. Третий день — день привидений — олицетворял изгнание злых духов из города. В конце церемонии объявлялось о награждении венками граждан — победителей в состязаниях. В римское время такой праздник получил название — «carrus navalis» (корабельная колесница), отсюда происходит слово «карнавал».
     Какие праздники проводились в Керкинитиде, мы можем только предполагать на основании археологических находок.
     Основатели Керкинитиды перенесли сюда традиции своей культуры, в частности культы Зевса, Афины, Аполлона, Артемиды, Диониса, Деметры, Кибелы, Гермеса, героя Геракла. Источником для суждения о культах служат изображения божеств как покровителей города на монетах Керкинитиды, граффити — посвятительные надписи божествам, терракотовые статуэтки. Особенно почитался в Керкинитиде и ее округе герой Геракл, изображения которого здесь были широко распространены на известняковых рельефах, монетах Керкинитиды, в терракоте (найдена статуэтка с изображением Геракла, играющего на музыкальном инструменте), ему посвящали граффити. Очевидно, Гераклеи могли проводиться и в Керкинитиде, в сопровождении спортивных состязаний. Согласно найденной в Херсонесе агонистической надписи II в. до н.э. соревнования проходили в пяти разных видах спорта: в беге на короткую дистанцию (на одной стадии — около 185 м), двойном беге и беге на длинную дистанцию, борьбе и кулачном бое. Другая надпись из Херсонеса указывает на существование здесь агонофета — организатора агонов и судьи состязаний.
     Вероятно, керкиниты, несмотря на суровый уклад жизни, мало чем отличались от эллинов в восприятии праздников, вершиной которых были агонистические выступления гимнастов, поэтов, актеров, музыкантов.
     Агонистические состязания сопровождались театральными представлениями. В эллинистический период ставились комедии Аристофана, трагедии Эсхила, Софокла. Трагедию «Ифигения в Тавриде» Эврипида особенно знали и любили греки Северного Причерноморья.
     О праздниках в Керкинитиде и на городищах Чайка и Беляус (у с.Знаменское Черноморского района), об упомянутых археологических находках вы можете узнать на Евпаторийской музейной выставке.



Google

  Дети в Евпатории                                                                                    Поставить закладку

     


БЫСТРЫЕ ССЫЛКИ
Санатории
Пансионаты
Гостиницы
Частный сектор

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Rambler's Top100