Керкинитида, Гезлёв, Евпатория


  Евпатория для отдыха                                                                                   Поставить закладку

Гезлёв


     После гибели во II веке до н. э. Керкинитиды наступила полоса истории, о которой мы мало что знаем. Прошло немало времени, прежде чем на месте разрушенного античного города возникло новое поселение. Именно из Гезлёва в будущем вырастет курорт Евпатория - Всеукраинская детская здравница
     Постепенно жизнь здесь возродилась, но обитали тут уже не греки и скифы, а иные пришельцы, сменявшие друг друга — хазары, печенеги, половцы и другие. В X — XI веках появились выходцы из Киевской Руси...
     В первой половине XIII века на полуострове обосновались монголо-татары, образовавшие здесь Крымский юрт. В середине XV века на смену ему пришло Крымское ханство. Раздор среди наследников основателя ханства привел к тому, что в 1475 году в Крыму высадились войска султанской Турции. Они захватили все побережье, а ханство стало вассалом Оттоманской Порты. Рядом с древней Керкинитидой турки возвели крепость, или, как предполагают некоторые исследователи, перестроили существовавшую прежде, назвав ее Гезлёв (украинцы и русские переиначили название в созвучное — Козлов).
     О том, что означает название «Гезлёв», нет единого и достаточно аргументированного суждения. По мнению академика П.С.Палласа, одного из первых исследователей Крыма, название это состоит из двух частей: «гезлю» — глаз (тюркск.) и «эв» — сто, то есть, «сто глаз», что подчеркивает назначение портовой крепости как сторожевого пункта.
     Крепость Гёзлёв до наших дней не сохранилась. На этом месте выросли кварталы старого города. Сохранившийся фрагмент укреплений — часть крепостной стены с воротами — был уничтожен уже в наше время — в 50-е годы прошлого столетия.
     Оборонительная стена, высота которой достигала б — 8 м, а толщина — 3-5 м, с высокими башнями начиналась у берега и, охватывая город, протянулась трехкилометровым полукольцом. Со стороны степей у ее подножия пролегал ров шириной до 9 м, облицованный тёсаным камнем, который заполнялся морской водой.
     Описание крепости Гезлёв оставил нам известный турецкий путешественник и историк Эвлия Челеби, который в 1650 и 1660-х годах, по его словам, «семь лет пробыл в крымских землях».
     В приморской части города стояла цитадель — прекрасная крепость, выстроенная из камня, с высокой башней, «все пушки которой смотрят в сторону порта». Нацелены на порт были и пушки, установленные в нижнем арсенале. Челеби поясняет и причину, заставившую турок укрепить эту часть крепости особенно сильно: «потому, что много раз казаки приходили на чайках, захватывали корабли и уходили».
     Заметим, что на этих турецких галерах находились прикованные к тяжёлым веслам соотечественники казаков, которых запорожцы при набегах освобождали, как и невольников, предназначенных к продаже в рабство. Евпатория  гордится своими историческими памятниками: построенная во времена Гезлёва мечеть Джума-Джами сохранена и отреставрирована
     Сам город внутри оборонительных стен застраивался беспорядочно сложенными домами, наглухо отгороженными от мира высокими заборами и стенами. На узких кривых улочках не было ни деревца. Как и многие восточные города, Гезлёв делился на две части: восточную, где были сосредоточены укрепленные ханы (постоялые дворы), а также кузни, кожевенные и плотницкие мастерские, торговые лавки, кофейни, и западную, состоявшую из жилых кварталов. Здесь находились, отмечает Челеби, два мусульманских квартала, два квартала «цыганского народа» и один квартал «армянских неверных, у них имеется одна красивая церковь».
     В городе было двадцать четыре «дома Аллаха» — мечетей, среди которых «самой прекрасной, высокой и восхитительной» была мечеть Хан-Джами, или Джума-Джами — творение великого Синани-ага. Мечеть эта и сегодня служит мусульманам и украшает город. Сначала Гезлёв а потом и Евпатория славились своими прекрасными турецкими банями и мастерами-банщиками
     В Гезлёве находилось немало бань. Это были прекрасные бани, — отмечает Эвлия Челеби, — «красиво построенные, с весьма приятными воздухом и водой, они наполняют человека радостью и восхищением». Одна из них, правда, полуразрушенная, сохранилась.
    Заметим, что в те времена, когда в европейских королевских дворах еще только привыкали к мысли о необходимости хоть иногда мыться, в Гезлёве и Кафе (Феодосия) подобные бани для общественного пользования были привычными.
     Воду город получал по водопроводу из источников, находившихся по измерению того времени, в четырех часах пути от Гезлёва (примерно, в 20 км). Когда водопровод выходил из строя, воду в крепость доставляли в больших бочках. Кроме того, в городе было семь прекрасно оформленных фонтанов, а также двадцать колодцев.
     Процветала торговля. В центре, а также на городских окраинах покупателей зазывали сотни торговцев из лавок, в которых можно было найти все, что душе угодно. Это был довольно крупный по тому времени город. В XVII — XVIII веках по численности населения и количеству домов Гёзлёв уступал лишь Бахчисараю, столице Крымского ханства. Как отмечал немецкий путешественник Тунманн в книге, изданной в 1784 году, город имел «приблизительно 2500 каменных домов, много прекрасных мечетей и был населен главным образом татарами, турками, греками, армянами и евреями».
     До наших дней сохранились некоторые постройки тех лет: красивейшая в Крыму мечеть Джума-Джами, караимская кенаса и дома караимов, текие (монастырь дервишей) и турецкая баня.
     В конце XVII века Гезлёв стал одним из крупнейших торговых портов Крыма. В обширной бухте его нередко стояло до двухсот судов, которые приходили из Стамбула, Александрии, других приморских городов Средиземноморья. Оживленную торговлю с крымским ханством и другими государствами через Гезлёв вело и запорожское казачество. Запорожцы доставляли сюда хлеб, кожи, полотно, оружие и другие товары и увозили к себе шелковые ткани, сафьян, пряности, соль. Приезжали сюда с товарами и московские купцы.
     Вместе с тем, как и Кеффе (Феодосия), Гезлёв был и одним из центров работорговли в Крыму. Невольников, захваченных во время разбойничьих набегов на украинские, польские и русские земли, здесь продавали в рабство заморским купцам. За толстыми стенами крепости, на прибрежной площади часто слышались стоны и плач несчастных. Приобретенный живой товар заморские купцы грузили в трюмы судов и увозили в Турцию, Египет и другие страны Средиземноморья. Благо, спрос на невольников, особенно в Турции, был огромен: мужчин — на галеры, в каменоломни, для ремесленных и сельскохозяйственных работ, а девушек и молодых женщин — для пополнения гаремов.
     Начиная с XVI века запорожские казаки, заселившие обезлюдевшие после монголо-татарского нашествия земли в Приднепровье, стали совершать ответные опустошительные походы, вызволяя при этом из турецко-татарской неволи своих соотечественников. В 1588 году, например, они «прошлись» по западному побережью Крыма — от Перекопа до Гезлёва, а год спустя штурмом взяли крепость и освободили много невольников. Особенно успешным был поход в сентябре 1675 года, когда 20-тысячное войско запорожцев во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко ворвалось через Сиваш на Крымский полуостров. Запорожцы разгромили Гезлёв и Бахчисарай, освободили немало угнанных в рабство соотечественников, а также невольников из Московии, Польши, Литвы.
     Во время русско-турецких войн Гезлёв дважды был взят российскими войсками. В 1736 году город захватил и сжег, а крепость разрушил генерал-фельдмаршал Миних, а в 1771 году в город, не оказавший сопротивления, вошли войска генерала Долгорукова.    читать дальше о Евпатории...



Google

  Евпатория - детям                                                                                   Поставить закладку

   Рейтинг@Mail.ru   


БЫСТРЫЕ ССЫЛКИ
Санатории
Пансионаты
Гостиницы
Частный сектор

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Rambler's Top100


РЕКЛАМА